Таирова Эльвира Касимовна, воспитатель

Консультация для педагогов «Формирование взаимоотношений у старших дошкольников в игровой деятельности»

«Формирование взаимоотношений у старших дошкольников в игровой деятельности»

 Таирова Э.К., г.Мытищи, 2018г.

Ни одна сфера жизни не обходится без взаимодействия людей. Дети общаются в различных видах деятельности, и общения является главной составляющей их жизнедеятельности. От качества межличностных связей ребенка напрямую зависит его психоэмоциональное душевное состояние.  Поэтому для разностороннего развития детей необходимо организовать коммуникативное пространство, отвечающее потребностям, возрастным особенностям детей.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Коллективные взаимоотношения формируются на основе такого феномена как дружба. К такому выводу пришли психологи и педагоги после проведенных ими многолетних исследований и опросов. Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников и наиболее эффективно позволяет учиться реализовывать себя в дружеских отношениях со сверстниками и старшими. Именно поэтому так важно помочь ребенку развивать свои коммуникативные навыки и поведенческие характеристики в процессе игры.

Нам как воспитателям очень важно понимать специфику формирования дружбы у дошкольников, поскольку именно на нас лежит задача по развитию данного качества у детей. Для этого в своей педагогической деятельности мы должны:

- учитывать психологические особенностей детей старшего дошкольного возраста;

- создать пространство для организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста;

- знать особенности формирования дружеских взаимоотношений у дошкольников и условия возникновения дружбы в процессе игры у дошкольников.

Старший дошкольный возраст имеет ряд своих особенностей.

Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели, которое зависит от трудности задачи и длительности ее выполнения, от успехов и неудач в деятельности, от отношения взрослого, предполагающего оценку действий ребенка. Успешнее дошкольник достигает цели при игровой мотивации. К 6-7 годам складывается произвольность в сфере общения со взрослым. Показателями произвольности общения выступают отношения к просьбам и заданиям взрослого, умение их принять и выполнять по предложенным правилам. Дети могут удержать контекст общения и понимают двойственность позиции взрослого как участника общей деятельности и источника правил.

Характеристика игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – это деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне; и средство приобретения и проработки знаний.

В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, наблюдается организация игрового пространства, которое постепенно усложняется. В игре дети способны отслеживать поведение товарища и менять свое поведение в зависимости от этого.

К сожалению, наши дети стали меньше играть. Однако именно в игре  происходят глубокие изменения во всей психике ребенка-дошкольника и появляются важнейшие психические новообразования возраста: образное мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности, способность взаимодействия со сверстниками и многое другое.

Результаты специальных исследований ученых всего мира свидетельствуют о том, что недостаток игры наносит невосполнимый ущерб развитию детей в целом и отрицательно сказывается на их готовности к школе. Все ученые единодушны в одном: наибольшим развивающим эффектом обладают сюжетные игры, особенно самостоятельные. Безусловно, никто не отрицает воспитательное и развивающее значение обучающих и подвижных игр: они служат естественной формой передачи детям знаний и умений, обогащают социальный опыт и являются основой развития творческих

Особенности формирования дружеских взаимоотношений у дошкольников.

В жизни каждого человека помимо близких родственников большую роль играют друзья. Друзьями часто становятся с детского возраста и проносят дружбу на долгие годы. Феномен дружбы удивительно раскрывается именно в дошкольном возрасте. Посещая дошкольное учреждение, дети старшего дошкольного возраста объединяются в различные группы:

- при совместной игре,

- уборке территории или в игровой комнате,

- в процессе совместных дел на прогулке и т.д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения. Старший дошкольник уже не назовет своим другом того, с кем играет в данную минуту. Он начинает руководствоваться в своем выборе друзей их поступками, отношением к товарищам по группе и к самому себе. К старшему дошкольному возрасту увеличивается количество объединений сверстников и усиливается их устойчивость. В дружбе старших дошкольников значительную роль играет моральные качества сверстника, общий интерес к определенной игре, деятельности. Одни дети любят подвижные игры, другие - развивающиеся настольные игры, третьи - ролевые. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста игра является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Список использованной литературы

1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

3. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В. Н. Журавлева.- Волгоград:Учитель,2011.-202 с.-(Образовательное пространство ДОУ).-Библиогр.: с. 197-199.

4. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Подготовительная группа/авт.-сост. И. А. Осина [и др.].-Волгоград:Учитель, 2011.- 120с.


21 января 2023 в 21:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.