Таирова Эльвира Касимовна, воспитатель

Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс «Развитие речевых и социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

 

Одним из самых эффективных способов развития речи ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения - учить, играя, является театр и театрализованные игры, так как игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она ненавязчиво помогает развитию связной и грамматически правильной речи, является необходимым условием увлекательной деятельности,  позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, познавательным и физическим развитием, развитием воображения, фантазии, что особо актуально в рамках ФГОС.

Театрализованная деятельность как средство развития речи не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для речевого развития детей и, что немаловажно,  развития собственной мотивации ребенка на устранение своих речевых дефектов.

Какие условия необходимо создать для речевого развития ребенка, как формировать собственную мотивацию ребенка – об этом и пойдет сегодня речь. Я приглашаю коллег.

Как вы думаете, театрализованная игра подразумевает свободное, непринужденное общение?

Да, если она проводится в естественных для детей условиях, во время повседневной игровой деятельности, на коррекционных занятиях, а не на публичных выступлениях перед аудиторией. Давайте сейчас абстрагируемся от публики и окунемся в атмосферу теплой, хорошо знакомой обстановки.

1. Игра «Слон чихает»

Вы знаете, как чихает слон? А хотите узнать?

Команда делится на три группы, и каждая группа разучивает свое слово:

Первая группа - ящики.

Вторая группа - хрящики.

Третья группа - потащили.

И затем по взмаху руки ведущего, все «дети» кричат одновременно - но каждая группа свое слово. Вот так чихает слон.

Эта игра, несмотря на всю несерьезность, а мы знаем, что дети более, чем взрослые, склоны к шуткам и смеху, позволяет настроить на адекватное восприятие предполагаемой деятельности. Ее непроизвольный эффект -  автоматизация звука Щ в словах с выделением интонацией и четким проговариванием, иначе не получится «чиха».

И хочется уже познакомиться, дорогие коллеги.

2. Игра  «Имена-качества»

Придумайте, пожалуйста, какое-либо качество личности, свойство характера и т.п., начинающееся на ту же букву, что и ваше имя (например Лариса – любовь, Светлана - скромность), которым вы смогли бы сегодня поделиться и более тесно познакомиться.

Вот мы и знакомы. Но и эта игра имеет скрытое назначение. Подбирая слово по первой букве имени, ребенок развивает фонематический слух, формируется грамматический строй речи, а также затрагивается тема нравственно-этического воспитания, ведь не один из детей, с кем я играла в эту игру, не отнес к себе какое-либо отрицательное качество, здесь происходит дифференциация положительных и отрицательных качеств личности.

Еще одно условие речевого развития ребенка - наличие речевого образца-  источника яркой образной речи.

3. Игра «Загадки – нескладушки»

Я вам предлагаю отгадать загадки.

Ночью, голову задрав,

Воет серый злой (отвечают «дети»)

Кто в малине знает толк?

Ну конечно серый (отвечают «дети»)

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая (отвечают «дети»)

Все преграды одолев,

Бьёт копытом верный (отвечают «дети»)

Зимой кору с деревьев ест?

Ну конечно серый (отвечают «дети»)

Дубовый жёлудь любит он.

Конечно - это дикий (отвечают «дети»)

Загадки – наиболее интересные и актуальные для дошкольников жанры литературы, это наиболее оптимальным сочетание художественно-речевой и игровой деятельности. И именно в данном виде деятельности создаются наиболее благоприятные условия для овладения дошкольниками словарем.

Как мы уже говорили, ценное значение имеет интегративность драматизации. Следующая игра ее раскрывает в полной мере.

4. Музыкальная игра «Барыня»

Участники делятся на 3 группы. Каждая разучивает свои слова:

Первая группа - В бане веники мочёны.

Вторая группа - Веретёна не точёны.

Третья группа - А солома не сушёна.

Все вместе разучивают - Барыня - барыня, сударыня – барыня.

По команде ведущего, та часть участников, на которую он показывает рукой говорит свои слова. Если ведущий поднимает вверх обе руки,  все участники поют последнюю строчку.

У нас получится прекрасный большой хор, способный выступать на любом представлении. Какие еще цели, по вашему мнению, преследует та игра? (прекрасное музыкальное сопровождение постановки, автоматизация звука ч, создание положительного эмоционального настроя, еще один речевой образец с повторяющимися строками). Видим интеграцию с художественно-эстетическим направлением.

Театрализованная игра  – важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное. Познавательный интерес и желание видеть во всем добро – врожденная мотивация каждого ребенка. «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок».

В. Сухомлинский

Задача воспитателя и, конечно же, родителей – сохранить эту сказку, окружить атмосферой добра и ласки, и тогда наше будущее – наши дети будет радостным и счастливым.

А в завершении нашего общения я предлагаю вернуться к игре «Качество по первой букве имени» и попробовать выразить ваше отношение к услышанному по первой букве моего имени – Эльвира.

17 декабря 2022 в 20:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.