Таирова Эльвира Касимовна, воспитатель
КОНСПЕКТ НОД «ВМЕСТЕ МЫ – РОССИЯ»КОНСПЕКТ НОД «ВМЕСТЕ МЫ – РОССИЯ» для детей подготовительной группы Воспитатель Таирова Э.К. Цель: знакомить детей с традициями и обычаями народов, населяющих Россию. Программные задачи: - обобщить и систематизировать знания детей о России как о многонациональном государстве; - формировать знания о культуре и традициях некоторых народов России (дагестанцев, мордве, татар, якутов); - совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при представлении народности; - развивать речь, память, мышление, восприятие; - развивать мелкую моторику, конструктивные и художественные способности при изготовлении изделий прикладного искусства; - воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, уважительное отношение к народам, населяющим Россию, их культуре и традициям; Предварительная работа: Закрепление знаний о России, географическом положении, государственной символике. Закрепление знаний об истории праздника – Дня народного единства. Рассматривание репродукции картин о нашей стране и её прекрасной природе. Чтение стихов о Родине и пословиц и выборочное заучивание. Прослушивание записей песен о Родине, гимна. Индивидуальная работа – подготовка описательных рассказав и музыкального выступления представителей народов Якутии, Дагестана, Мордовии, Татарстана. Подготовка мастер-классов и «Дагестанский щюрияр», «Мордовочка на ложке» и «Якутский оберег». Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, глобус, флаг, герб России, фотографии разных людей, в том числе и президента, демонстрационный материал с изображением людей разных национальностей, презентация «Вместе мы - Россия», национальные костюмы, подборка национальных мелодий, раздаточного материала для мастер-классов. Словарная работа: единство, патриот, каньон, ущелье, амулет. Ход занятия: Слайд 1 Воспитатель: ребята, давайте поприветствуем наших гостей! Живем мы в радостном краю, И знать его должны мы Всей душой мы любим Родину свою. Страну свою любимую ... (Россию). Ребята, вы любите свою Родину? (ответы детей). А можете вы сказать, как называют человека, любящего свою Родину? (дети: патриот). Ребята, как вы считаете, можем мы себя считать патриотами? (ответы). А скажите, пожалуйста, какая она, наша страна? Россия – самая большая страна в мире. Россия богатая страна. Она богата великими именами ученых, композиторов, писателей, поэтов, художников, которых знают во всем мире, она богата научными открытиями, мы первыми полетели в космос, она богата народными промыслами, гжель, хохлома и дымковская игрушка хорошо нам знакомы и любимы, она богата народными традициями, русский народ всегда чтил традиции уважения взрослых, семьи, гостеприимства и взаимопомощи. Россия богата народами, которые здесь проживают, их представители есть и среди нас. Кто это? (дети). Мы много знаем традициях и культуре русского народа, а хотели бы узнать о традициях тех народов, которые представляют наши ребята? Сегодня у нас есть возможность оказаться в различных уголках нашей страны, и познакомиться с этими народами. Вы готовы к путешествию? Тогда я приглашаю вас на борт нашего самолета. Занимайте места в салоне. Слайд 2 Воспитатель: Добрый день, уважаемые пассажиры, мы рады приветствовать вас на борту самолета МБДОУ№58 «Белочка» авиакомпании «Россия». Мы выполняем рейс над территорией нашей огромной страны, настолько огромной, что от края до края время полета занимает около 7 часов. По пути следования мы совершим несколько посадок для автозаправки, по прилету будем рады вам предложить сладкие напитки и угощение. Просим вас отключить ваши мобильные телефоны. Желаем вам приятного полета! Слайд 3 (Шум самолета) Если долго-долго-долго
Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть, Слайд 4 (длинный)
Океанские просторы,
Наша Родина большая, Необъятная страна. (В. Степанов) Ребята, а скажите, пожалуйста, Россия - это леса, поля, реки и города? (ответы детей). Россия – прежде всего это люди, которые ее населяют? Ребята, а как называют жителей России? (Дети – россияне). Правильно, россияне живут в одной стране, но представляют разные народы, и народов этих очень много: 5 слайд русские, чуваши, карелы, башкиры, буряты, калмыки, чукчи, ненцы, якуты и еще более 100 народов! Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру и традиции! 6 слайд (Республика Дагестан) Воспитатель: Итак, мы пролетаем над самыми высокими горами нашей страны – Кавказскими, здесь расположился Дагестан, и мы совершим здесь посадку. (Под музыку выходят мальчик и девочка в национальных костюмах, танцуют). Мальчик: Ас-саламу алейкум! Девочка: Здравствуйте! Приглашаем вас в гости в наш родной край – Край Гор – Дагестан! Здесь вершины скрываются за шапками облаков, а в ущельях бушуют водопады. 7 слайд (длинный) Мальчик: Украшение Дагестана – лиановый лес Самур, где растут огромные деревья, и нет ничего красивее Сулакского каньона. Неповторима песчаная гора Сарыкум! Воспитатель: а какие у вас красивые наряды! 8 слайд Мальчик: Вся история Дагестана в наших нарядах! Мы - лучшие наездники и оружейники! Бурка и папаха – идеальная одежда для всадника! Девочка: а вышитый узор защищает нас от беды! Мальчик: Наш народ чтит традиции! Традицию почитания семьи и старших, традицию взаимопомощи и гостеприимства! Девочка: Мы рады другу и гостю! А гостей принято угощать. Ребята, вы любите сладости? Я могу научить вас готовить Дагестанский щюрияр. Хотите? Проходить на нашу кухню. МК «Дагестанский щюрияр» Приложение 1. Воспитатель: Ребята, мы благодарим вас за гостеприимство и радушие и приглашаем с собой в путешествие по нашей великой стране - России! Наш самолет готов, просьба занять свои места, приятного полета! 9 слайд (Республика Мордовия) Воспитатель: Посмотрите, мы пролетаем над краем зеленых лесов и шелковистых лугов! Мы прилетели в солнечную Мордовию! (под музыку выходит девочка в национальном костюме, танцует). Девочка: Шумбратада! Здравствуйте! 10 слайд (видео запустить) Девочка: Приглашаю вас в гости, в Республику Мордовия. Она расположилась между речками Мокша и Сура. Здесь с давних пор мирно проживают два народа – мокша и эрьзя, и всегда они разводили пчел, пахали землю, выращивали пшеницу, украшали деревянной резьбой дома и корабли. Женщины искусно вышивали и делали из бисера и монет необычайные украшения, мужчины вырезали из дерева, и деревянные фигуры как будто оживали. Мордва славится своими удивительными сказками, а дети очень любят их слушать, в них есть и леший, и видява, и паксява, и даже куйгорош. Я дарю вам такую книгу. 11 слайд Воспитатель: спасибо, мы обязательно почитаем, правда, ребята? Твой наряд такой необычный! И как много в нем красного цвета! Девочка: мордовочки носят этот наряд по праздникам и одевают три, четыре или даже пять рубах! Красный цвет – это цвет радости и жизнелюбия. Я хотела бы подарить их частичку и вам, предлагаю вместе со мной изготовить памятный сувенир на ложке «Мордовочка», вы готовы? (ответы детей). Тогда проходите, пожалуйста, в мастерскую. МК «Куколка-Мордовка» Приложение 2. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие замечательные подарки мы привезем из Мордовии. Мы благодарим тебя, и приглашаем с собой в путешествие по нашей великой стране - России! Занимайте, пожалуйста, свои места, приятного полета! 12 слайд (Республика Татарстан на карте) Воспитатель: Итак, наш полет продолжается. Мы видим, на берегах могучей реки Волга расположился Татарстан. В столице Татарстана – городе Казань - наш самолет совершит посадку. И нас здесь ждут! (Под тат. народную музыку выходят мальчик и девочка). Мальчик: Исянмесес! Девочка: Здравствуйте! В России мест красивых много,
Мальчик: наша народ очень трудолюбивый. Мы добываем нефть, производим самолеты и вертолеты. А грузовики Камаз, которые тоже делают у нас, выигрывают гонки по пустыне Сахара. 13 слайд Девочка: но мы мастера не только в труде, но и в веселье.На праздниках мы угощаем друзей медовым чак-чаком и соревнуемся в удали, пляске и пении. Давайте и мы посоревнуемся, кто кого переговорит. Говорите вашу скороговорку, а я повторю. Дети: шла Саша по шоссе и сосала сушку (еще 1-2 на выбор) Девочка: (повторяет). А теперь вы мою повторите! Кара карга кардан бара! Переводится как черная ворона по белому снегу идет. (Дети повторяют). Мальчик: а теперь посмотрим, кто кого перетанцует. (Музыкальная игра «Тимербай») Пять детей у Тимербая, Дружно, весело играют. В гости собирались, Красиво наряжались. Друг на друга поглядели, Сделали вот так! Девочка: Очень весело с вами играть, ребята! Мальчик: Мы бы хотели быть вашими друзьями! Воспитатель: Мы всегда рады новым друзьям и приглашаем в путешествие по нашей стране! Занимаем свои места, самолет готов к полету! 14 слайд (Якутия) Воспитатель: кажется, мы добрались до сурового края. Тундра, скалистые горы и Ледовитый Океан. Нам предстоит посадка в Якутии. (Под музыку северных народов выходит девочка). Девочка-якутка: Здравствуйте! Я Якутка. Якутия – самая большая республика в России, а добраться сюда можно самолетом за 7 часов! Много чудес на нашей родине. Зимой на улице бывает 70 градусов мороза, не мерзнут только медведи в берлогах, а вы и при 20 замерзаете (смеется). А еще здесь живут олени и зайцы, волки и белки, песцы и горностаи. 15 слайд Девочка-якутка: а какое северное сияние бывает в наших краях. Будто кто снизу направил на небо несколько прожекторов, только не с обычным, а с волшебным светом. А в начале лета начинаются белые ночи и становится очень жарко. Посмотрите на мой наряд: вот и орнаменты показывают, что нас окружает в природе – солнышко, снег, олени и рожки. Девочка-якутка: (показывает на свой амулет) а наши украшения – амулеты – защищают от неприятностей и притягивают удачу. Ребята, я и вам предлагаю изготовить такой амулет. Подходите к столам. 16 слайд МК «Якутский амулет» Приложение 3. Воспитатель: Спасибо, с такими амулетами мы будем всегда здоровы и удачливы! Ребята, ну а нам пора возвращаться домой. Рассаживайтесь, пожалуйста! 17 слайд (Мытищи). (Под русскую народную музыку выходит девочка с караваем). Девочка: Здравствуйте, гости дорогие! Издавна на Руси гостей встречают караваем, желая гостям здоровья и счастья! Вы вернулись в свой город – Мытищи, в свой детский сад, а вечером пойдете домой к своей семье – маме, папе, брату или сестре. Все это – наша малая Родина, и с нее начинается большая Родина – Россия. 18 слайд Девочка: Мы можем говорить ЗДРАВСТВУЙТЕ на разных языках, носить разные одежды, петь разные песни, иметь разные традиции, но все мы – Россияне и гордимся своей страной! Воспитатель: Уважаемые пассажиры. Наш самолет совершил посадку. И мы проходим с вами в зону прилета. - Ребята, вам понравилось путешествие? - Мы побывали на Родине Джамбулата, Дагестане. Что вам понравилось? - Мы побывали на Родине Насти – Мордовии, что там вам понравилось больше всего? - Мы побывали на Родине Даши – Татарстане, что там вам понравилось? А еще где бы успели побывать? (дети – в Якутии). Как вы думаете, почему мы там оказались (ответы детей)? Да, это самый удаленный от нас край России, где большая часть года – зима, и это отражается в культуре и жизни якутского народа. Что же вам понравилось в Якутии? - Интересно вам было узнать, как проживают народы России? - У каждого народа свой язык, свои традиции, обычаи, культура, но все народы равны, нас объединяет общая Родина – Россия, взаимное уважение и дружба, готовность прийти на помощь. Приложение 1 Мастер-класс «Дагестанский Щурияр» Цель: привлечь детей к процессу изготовления дагестанского блюда – Щурияр. Задачи: формировать умение работать с тестом, последовательно выполнять этапы создания блюда, развивать наблюдательность, аккуратность, мелкую моторику, воспитывать уважение к традициям дагестанцев, создавать положительный настрой и чувство удовлетворения от проделанной работы. Материалы: скатерти, влажные салфетки, одноразовые тарелки, сахарницы, красивое блюдо для готовых изделий. Ингридиенты: готовое тесто, нарезанное на квадраты, яблоки, нарезанные дольками, сахар. Ход проведения мастер-класса Девочка: дагестансткий щурияр – это булочка из слоеного теста с начинкой. Начинка может быть сладкой и соленой. Какую вы выберете? (ответы детей). Тесто мы с мамой приготовили заранее, перед вами квадратик этого теста для одного щурияра. Итак, приступим: 1. Давайте вытрем руки салфетками. 2. Снимем с теста пленку и разомнем кусочек теста в тонкую лепешку так, чтобы сохранился квадрат. 3. Выкладываем дольки яблока, поверх яблок высыпаем ложечку сахара. 4. Соединяем и защипываем противоположные уголки, верхий с нижним, затем боковые. 5. Наши щуриярочки почти готовы, попросим взрослых отправить в печь, спасибо за работу! Приложение 2 Мастер-класс изготовление сувенира на ложке «Мордовочка» Цель: привлечь детей к процессу изготовления сувенира на ложке «Мордовочка». Задачи: формировать у детей интерес к традициям мордовского народа, последовательно выполнять этапы создания сувенира, развивать наблюдательность, аккуратность, мелкую моторику, воспитывать уважение к культуре мордвы, создавать положительный настрой и чувство удовлетворения от проделанной работы. Оборудование и материалы: магнитная доска для демонстрации готовых работ, на каждого ребенка салфетка, ложка с приклеенным магнитом, элемент платья, лента-поясок и головной убор. Ход мастер-класса Девочка: приступаем к работе. 1. На ложку надеваем платье – палай - узором вниз 2. Посередине повязываем поясок, узелок завязываем спереди 2 раза. 3. На голову надеваем пангу. 4. Ваш сувенир готов, давайте прикрепим его на доску. Вам понравилось? Спасибо за работу! Приложение 3 Мастер-класс «Якутский амулет» Цель: привлечь детей к процессу изготовления «Якутского амулета». Задачи: формировать у детей интерес к традициям якутов, последовательно выполнять этапы создания амулета, развивать наблюдательность, аккуратность, мелкую моторику, воспитывать уважение к культуре якутов, создавать положительный настрой и чувство удовлетворения от проделанной работы. Оборудование и материалы: на каждого ребенка заготовка амулета, салфетки сухие и влажные; вырезанные заготовки разных цветов из бархатной бумаги, скатерть. Ход мастер-класса Девочка: приступаем к работе с добрым сердцем и радостью. 1. Кладем амулет перед собой лицевой стороной, наносим клей на поверхность амулета, приклеиваем приготовленный цветной орнамент, поверх приклеиваем второй орнамент меньшего размера. 2. Амулет готов, можно его надеть. 3. Вам понравилась ваша работа? Спасибо вам! 13 апреля 2020 в 19:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.